1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (7 голосов, средний: 3,86 из 5)
Loading...Loading...

Охрана геологической среды

sreda

Проблема рационального использования геологической среды и ее правовой охраны имеет много специфических особенностей, которые трудно полно осветить в кратком очерке. Поэтому из общего конгломе­рата правовых актов, связанных с геологической средой, возьмем наи­более характерные нормативные акты, касающиеся Земли, ее недр и дна Мирового океана.

Это три крупных блока законодательных актов: об охране и рациональном использовании Земли — Земельное законода­тельство; об охране ее недр — Законодательство о недрах; использова­ние дна Мирового океана — Законодательство о рациональном исполь­зовании морского дна. Все эти нормативные акты имеют общую на­правленность (охрана и сохранение отдельных природных богатств) и в то же время свою специфику не только по характеру правовых норм в пределах- их действия, но и по уровню их принятия, так как они регулируют правовые отношения как национальные, так и между­народные. Освещение правовых проблем, возникающих при освоении геологической среды, законодательных актов, регулирующих правоотно­шения по этим проблемам, в настоящей монографии будет активным подспорьем для ученых и практиков, работающих в области охраны и рационального использования геологической среды. Общими, объеди­няющими законодательными актами об охране геологической среды являются нормативные акты, касающиеся захоронения вредных отхо­дов и их обеззараживания, об утилизации сточных вод и т. п. В усло­виях научно-технического прогресса, когда появляются огромные запа­сы опасных для человека атомных, химических, бактериологических ма­териалов и отходов производств, надежная охрана геологической сре­ды от их вредного воздействия становится весьма актуальной.

До последнего времени пользование геологической средой, землей, недрами, водами было бесплатным. В этом таилась опасность их вар­варской эксплуатации и разрушения. Огромные пространства занима­лись твердыми и жидкими отходами производства, терриконами и шлакоотстойниками, городскими свалками — все это следствие бесплатного пользования природными богатствами.

Развитие и укрепление прав и обязанностей пользователей природ­ных ресурсов устраняет обезличенность ответственности за нерацио­нальное использование и ненадежную охрану геологической среды.

Земля — одна из составляющих геологической среды. В земельном законодательстве правоотношения по землепользованию и охране ис­ходят из двух свойств земли: географического как пространственного базиса и экономического как основного средства производства в ряде отраслей народного хозяйства, в первую очередь в сельском и лесном. В этом понимании Земля относится к уникальным невозобновляемым средствам производства, данным человеку самой природой. Она харак­теризуется природной, пространственной ограниченностью как в целом, так и по землям сельскохозяйственного назначения. Состояние Земли как средства производства зависит от климатических и других природ­ных факторов, техногенной нагрузки, промышленного освоения.

Роль Земли как средства производства в различных отраслях на­родного хозяйства неодинакова. В добывающих отраслях — это первич­ный арсенал труда, в промышленных отраслях и градостроительстве — пространство для размещения, в сельском хозяйстве — основное усло­вие производства, его главное средство и предмет труда.

Все эти моменты до последнего времени регулировались «Основа­ми земельного законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик» [У.7], кодексами республик. Борьба республик за демократиза­цию и суверенитет повлекла за собой изменения и в земельном законо­дательстве.

В Украине процесс демократизации и провозглашения суверените­та был органически связан с изменением .земельного строя и порядка землепользования. Острые дискуссии по этому поводу закончились в декабре 1990 г. принятием нового Земельного кодекса Украины [У.5]. В нем развиты демократические начала Декрета о земле (1917 г.) и вся земля передана в собственность народа Украины. Приоритет в земле­пользовании предоставлен теперь гражданину, а не предприятиям, кол­хозам, совхозам и другим организациям. Введена платность землепользования, разрешена аренда. Земля передается гражданам в по­жизненное наследуемое владение. Все это, безусловно, заставит земле­пользователей бережно относиться к земле, повысит их ответственность за охрану почв и недр земли.

Вопросы рационального землепользования и охраны земли относятся к тем разделам земельного законодательства, которые регламентируют права и обязанности землепользователя, определяют се нелепое на­значение.

Советский земельный закон всегда сочетал рациональное землеполь­зование с охраной земли, и это является одним из основополагающих принципов природоохранного законодательства. Статья 10 «Основ…» [V.?] предусматривает в интересах настоящего и будущих поколений регулировать земельные отношения так, чтобы научно обосновывать органическую связь рационального землепользования с охраной зе­мель. Такие положения содержатся в ст. 2 Земельного кодекса Украины 1990 г. [У.5]. Обращает на себя внимание то, что в 1980—1981 гг. статьи земельного законодательства Союза и республик, которые каса­лись рационального землепользования, были дополнены положениями об охране земли. Это статья 5, пункты 5, 8 «Основ…» [У.4, ст. 6, п. 5, 8], ст. 6 «Основ…» [У.4, ст. 7], ст. 11 «Основ…» [У.4, ст. 23], ст. 13 «Основ…» [У.4, ст. 31], ст. 20 «Основ…» [У.4, ст. 47, 48] и др.

В последние годы в связи с интенсивным освоением больших земель­ных массивов для градостроительных и промышленных целей, экологи­ческой напряженностью земля стала нуждаться в надежной правовой защите — охране от засорения и загрязнения, в бережном ,отношении к ее использованию. Отрицательное влияние хозяйственной деятель­ности человека на землю острее всего проявляется в промышленных и густонаселенных районах Украины.

Земля занимает центральное место среди объектов охраны природы. Состояние земельных ресурсов определяет судьбы растительного и жи­вотного мира, здоровую окружающую среду. Здесь следует отметить, что в законодательстве об охране земли объектом охраны является ее самый верхний плодородный слой — почва, продуктивная основа расти­тельного и животного мира, основное средство производства в сель­ском хозяйстве. На территории Украины выделено более 1200 почвен­ных разностей, каждая из которых имеет свою особенность в использо­вании и воспроизводстве. С этим слоем земли прямо или опосредованно

связаны и другие геологические объекты: недра земли, континенталь­ный шельф, морская фауна и флора, подлежащие правовой охра­не [У.З, ст. 5, 6].

В земельноохранном законодательстве понятия земля и почва упо­требляются как синонимы, однако первостепенное значение имеет охра­на земель сельскохозяйственного назначения, особенно пахотных. В этой связи следует подчеркнуть, что объектом охраны являются все природные богатства как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые. На этом построена и господствующая в земельном праве научная концепция охраны земель, без использования которых, в особенности почв как основного средства производства продуктов пи­тания и другой сельскохозяйственной продукции, немыслимы жизнь че-ковека и развитие общества в целом.

В Земельном кодексе Украины 1990 г. [У.5] вопросам охраны земли посвящен целый раздел (III). Охрана земли включает систему право­вых, организационных, экономических и других мер, направленных на ее рациональное использование, предупреждение необоснованных изъя­тий земель, защиту от вредных техногенных влияний, обеспечение ре­жима природоохранного, оздоровительного (рекреационного) и истори­ко-культурного назначения.

Земля (почва) органически связывает живую и неживую природу, поглощает атмосферные осадки, сточные воды,’ углекислый газ из воз­духа, перерабатывает органические вещества в неорганические, является питательной средой для растительного и животного мира и, следова­тельно, представляет собой важный экологический фактор природы.

Особенность почвы как природного ресурса — ее невозобновляемость. Истощение почвы, снижение или полная потеря плодородия ве­дут к уничтожению микроорганизмов, разрушению структуры почвы, гибели растительного и животного мира.

Отсюда выявляются и такие направления по охране земель:

  • сохранение и повышение плодородия почв и других качеств зем­ли;
  • защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения всевозможными отходами, разрушения;
  • защита сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарника­ми, мелколесьем и других процессов ухудшения технического состояния земель;
  • рекультивация нарушенных территорий;
  • сохранение снятого плодородного слоя земли;
  • временная консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и другие мероприятия по охране земель в рамках международ­ных и национальных программ [У.4, ст. 84].

Путем правильного, рационального землепользования можно до­биться охраны такого важнейшего природного ресурса, как земля. Следствием этого является экологизация функции управления земель­ным фондом и землепользованием в условиях научно-технического про­гресса.

Другой аспект — охрана земель, используемых как пространственный базис для размещения промышленности, транспорта, населенных пунк­тов, добычи полезных ископаемых. Здесь продуктивное качество зем­ли — ее почвенный слой — не используется, и поэтому обращение с ней становится недопустимо вольным, а почвенный слой, на создание кото­рого уходят десятки и сотни лет, безвозвратно губится. Охраняя зем­лю, снижая до минимума вредные последствия технического освоения земли, закон [У.5, ст. 20, 21] предусматривает использование под про­мышленное, городское строительство, магистральные трубопроводы не­пригодных, непродуктивных дли ведения сельского хозяйства земель либо земель худшего качества.

Предусмотрена также такая форма охраны земли, как снятие и со­хранение плодородного слоя, с .тем чтобы перенести его на неплодород­ные участки земли либо на участки, подлежащие рекультивации после строительства, добычи полезных ископаемых или ведения геолого-раз­ведочных работ. Предприятия, организации и учреждения, разрабаты­вающие месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящие дру­гие работы, которые оказывают отрицательные воздействия на сельско­хозяйственные, лесные и другие угодья за пределами предоставленных им в пользование земельных участков, обязаны осуществить мероприя­тия по предотвращению или максимально возможному ограничению отрицательных последствий, улучшению общей экологической ситуации в регионе, где нарушен почвенный покров.

Правительством Украины определена нормативная стоимость освое­ния низкопродуктивных и непродуктивных земель для рекультивации их под плодородные угодья. Закон регламентирует охрану земель от засорения и загрязнения промышленными и хозяйственными выброса­ми, сточными водами и отходами производства. Твердые, жидкие и га­зообразные отходы черной и цветной металлургии, угольной, химичес­кой и пищевой промышленности, тепловых электростанций, бытовой мусор городов занимают большие площади плодородных земель, ухудша­ют почвенное плодородие близлежащих земель. Только под складиро­вание твердых отходов производства в связи с разработкой и добы­чей полезных ископаемых на Украине занято до 400 тыс. га. Шлакона-копители Лисичанского и Славянского содовых заводов заняли более 250 га земли, Коммунарский и Мариупольский металлургические ком­бинаты — около 400 га. Радиус вредного воздействия газовых выбро­сов на почву составляет от 2 до 12 км, а общая площадь загрязнения земель Украины газовыми выбросами доходит до 9 млн га.

Рациональное использование земли и ее охрана входят в единую систему природоохранного законодательства, так как земля органичес­ки связана с другими объектами природы и в регламентации охраны отдельных объектов природы не должно быть коллизий.

Другой составляющей геологической среды являются недра земли. Государственная собственность на недра Украины составляет основу горных отношений, т. е. отношений в области использования и охраны недр, создает условия для планового, рационального и комплексного пользования ими.

Украина изобилует значительными запасами различных полезных ископаемых. Среди горючих ископаемых ведущее место занимает камен­ный уголь, залежи которого сосредоточены в Донецком и Львовско-Волынском каменноугольных бассейнах, Днепропетровском буроугольном бассейне.

В Украине выявлено 43 нефтяных, 114 газовых и газоконденсатных и 46 нефтегазоносных месторождений, расположенных в Днепровско-Донецкой и Прикарпатской нефтегазоносных областях, Причерноморско-Крымской нефтегазоносной провинции. Имеются значительные запасы торфа, большие запасы руд различных элементов: железа (Криво­рожский, Керченский, Кременчугский, Белозерский железорудные рай­оны), марганца (Никопольский бассейн), титана, ртути, хрома, полиме­таллов, алюминия, никеля, а также нерудного сырья — самородной серы, каменной соли и др. Простой перечень хранящихся в недрах укра­инской земли полезных ископаемых свидетельствует о том, что их на­учно и технологически необоснованные разработки и использование мо­гут привести к серьезным нарушениям экологической ситуации, и пото­му вопросы охраны природы, бережное отношение к недрам украинской земли весьма актуальны.

Нормативное регулирование отношений, возникающих в связи с раз­работкой недр земли, и их охрану содержал еще Крестьянский наказ о земле — неотъемлемая часть Декрета о земле 26 октября 1917 г. 1^2].

Закон об охране природы Украинской ССР [У.З] посвятил охране почв и недр отдельный раздел в ст. 7, в котором отмечается, что охра­не подлежат находящиеся в недрах запасы твердых, жидких и газооб­разных полезных ископаемых. В то же время в процессе разработки недр должны осуществляться меры но охране черноземной поверхности и рас­положенных на ней построек, сооружении, водоемов и лесных насажде­ний от вредного воздействия горных выработок.

Таким образом, охрана недр не решается, не может решаться изоли­рованно от охраны земли, других природных богатств (поды, ле­сов и т. д.). Все они органически связаны в едином природном конгло­мерате. Специальные нормы по рациональному комплексному исполь­зованию недр содержатся в Кодексе законов Украинской ССР о нед­рах [У.6], задачами которого является регулирование горных отноше­ний в целях рационального использования и охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами. Кодекс о недрах, состоя­щий из 11 разделов, предметно регулирует отношения по управлению, пользованию и охране недр, правам и обязанностям пользователей недр, а также геологическое изучение недр, их охрану и, наконец, по­рядок разрешения споров и выполнения международных договоров по недрам. Законодательством определены основные направления охраны недр. Законом регламентируются:

  • обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;
  • соблюдение установленного порядка предоставления недр в поль­зование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • извлечение из недр и рациональное использование запасов основ­ных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержа­щихся в них компонентов;
  • недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняю­щих их разработку;
  • предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей;
  • предотвращение вредного влияния работ, связанных с пользова­нием недрами, на сохранность эксплуатируемых и находящихся на кон­сервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений;
  • предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод [У.6, ст. 71].
  • Каждое из перечисленных направлений, охватывающих широкий круг вопросов рационального использования и охраны недр, детально регламентируется законом, подзаконными актами, различными инструк­циями и положениями.

В случае нарушения нормативных положений, причинения вреда недрам или создания условий для их уничтожения органы государст­венного надзора могут ограничить, приостановить или запретить поль­зование недрами.

Специальное положение принято Советом Министров УССР по по­рядку застройки площадей залегания широко распространенных полез­ных ископаемых (21.08.1980 г., № 492), которым разрешается строи­тельство на площадях залегания таких полезных ископаемых и разме­щение в этом регионе подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, лишь в исключительных случаях.

Более категорично решается этот вопрос в отношении месторожде­ний других полезных ископаемых. Исходя из того, что каждое такое месторождение состоит на учете, размещение его четко очерчено грани­цами, закон запрещает проектирование и строительство населенных пунктов над такими месторождениями, возведение промышленных ком­плексов, народнохозяйственных объектов. Отвод территории под за­стройку, начало проектирования и строительства возможны только пос­ле получения заключения от территориальной геологической организа­ции об отсутствии полётных ископаемых в недрах под участком пред­стоящей застройки. Это требование возникло в связи с тем, что в Украи­не такие крупные города, как Кривой Рог, Керчь, развивали свою за­стройку на территориях, в недрах которых залегают железные руды. По мере того как шли разработки, стал возникать вопрос о сносе строений, переносе центра города в другое место. Речь идет не только о том, что строения препятствуют разработкам, но и об опасности обрушения, на­рушения экологической ситуации в городе.

Заключение территориальной геологической организации о возмож­ности вести застройку в непосредственной близости от залегания по­лезных ископаемых должно предусматривать осуществление строитель­ных и других мероприятий, обеспечивающих охрану недр, а также воз­можность их извлечения без ущерба для окружающей среды.

В развитие этого требования Закона об охране недр была разрабо­тана инструкция о порядке выдачи разрешения на застройку площа­дей залегания полезных ископаемых, в которой указано, что действует она на территории страны и в пределах континентального шельфа. При этом подчеркивается, что допускается строительство на площадях за­легания полезных ископаемых только в особо необходимых случаях и при условии:

возможности извлечения полезных ископаемых под объектами строительства с наименьшими потерями;

консервации минимального количества балансовых запасов в природоохранных целях.

Предусматриваются и другие меры, обеспечивающие как цельность строений и сооружений на территории залегания полезных ископае­мых, так и охрану самих полезных ископаемых.

Отдельно регулируется охрана участков недр, представляющих осо­бую научную или культурную ценность. К ним относятся редкие геоло­гические обнажения, минеральные образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые охраняются законом. Для охраны таких геологических объектов принимаются специальные реше­ния правительства или органов власти, которыми эти объекты объяв­ляются в установленном порядке заповедниками либо памятниками природы и культуры. В зоне залегания такого рода полезных ископае­мых запрещается всякая деятельность, нарушающая сохранность запо­ведников и памятников природы.

Охрана природы, недр земли не является мероприятием, которое можно решить в одночасье, действуя сугубо административными мето­дами. Закон учитывает эту особенность и предусматривает участие об­щественности, трудовых коллективов, отдельных граждан в осуществле­нии мероприятий по охране недр и их рациональному использованию [У.б, ст. 79]. Перечень общественных организаций, которые имеют пра­во принять участие в охране природы, не ограничен. Здесь и профессио­нальные союзы, организации молодежи, школьников, общества охраны природы, различные научные и просветительские общества, т. е. все организации и отдельные лица, которые проникнуты заботой о сохране­нии недр и способствуют тому, чтобы последующие поколения полу­чили бы от нас недра земли во всем их природном разнообразии и ве­ликолепии.

С этой целью в законе конкретизируется право общественных орга­низаций, трудовых коллективов и граждан на участие в деятельности законодательных и государственных исполнительных органов по охране недр и их рациональному использованию, государственные органы обя­зываются всемерно учитывать предложения общественных организа­ций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении любых меро­приятий по охране недр и их рациональному использованию.

В Украине законом определен и специальный орган по надзору и контролю за использованием и охраной недр. Это Государственный ко­митет республики по надзору за безопасным ведением работ в промыш­ленности и горном деле и его органы на местах. Кроме контроля каче­ства выполнения общей задачи Советы народных депутатов и их ис­полнительные и распорядительные органы также осуществляют государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр [У.б, ст. 89]. В их задачу входит контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, соблюдению порядка и эффективности ведения геолого-съемочных, поисковых, разведочных, гидрогеологиче­ских, инженерно-геологических, геофизических, геохимических и других работ, выполняемых предприятиями, организациями и учреждениями независимо от ведомственной подчиненности. Первостепенной задачей органов государственного надзора за использованием и охраной недр является контроль за работой всех предприятий и организаций, за пра­вильностью ведения разработок месторождений полезных ископаемых и выполнением ими требований по охране недр.

Законодательством эта деятельность достаточно подробно регламен­тируется с рассмотрением комплекса мероприятий по охране и рацио­нальному использованию недр, поверхности земли, водных источни­ков и т. д. Поэтому в Кодексе законов [У.б] содержатся статьи, рег­ламентирующие государственный учет полезных ископаемых, ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых, предо­ставление земельных участков предприятиям, организациям и учрежде­ниям для пользования недрами [У.б, ст. 35, 80, 81]. Этим же законом регламентируется обязанность пользователя недр обеспечивать охрану атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружаю­щей природной среды, а также зданий и сооружений, связанных с поль­зованием недрами. Охране подлежат заповедники, памятники природы, истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользова­нием недрами, а нарушенные земельные участки подлежат приведению в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве [У.б, ст. 41].

В Украине самым актуальным является вопрос о захоронении вред­ных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. После ава­рии на Чернобыльской АЭС захоронение радиоактивных отходов от ис­пользования атомного сырья привлекло к себе пристальное внимание. На территории страны имеются надежные могильники для захоронения таких отходов вдали от населенных пунктов, промышленных объек­тов и т. д. Кроме таких крупных объектов, как АЭС, имеется множест­во разных реакторов, в том числе и исследовательских, дающих такие отходы, захоронение которых должно быть безвредным и надежным. Это относится также и к сточным водам, проникающим в подземные хранилища и приносящим вред недрам. Закон о недрах очень глухо и неконкретно говорит о создании безопасных условий при захоронении вредных отходов [У.б, ст. 54], ограничившись указанием на необходи­мость согласования проекта сооружений для захоронения вредных ве­ществ и отходов производства, сброса сточных вод. Эта область дея­тельности, связанная с охраной недр, окружающей среды, жизнедея­тельности человека, должна регламентироваться полнее и конкретнее. Необходимо, чтобы велся государственный учет таких захоронений, осуществлялся периодический контроль за их надежностью и безопас­ностью захоронений, чтобы сточные воды полностью очищались от вред­ных компонентов и не загрязняли недра.

Охрана недр, их рациональное использование должны ужесточаться по мере их дальнейшего освоения и, естественно, истощения.

Защита морских берегов от обрушения, охрана континентального шельфа и морского дна — один из аспектов сохранения геологической среды, связанной с Мировым океаном.

Научно-технический прогресс ведет к тому, что Мировой океан в перспективе будет эксплуатироваться интенсивнее, чем суша, что не может не отразиться на чистоте и сохранности берегов, морского дна и их недр. Проблема загрязнения морской среды нефтью, химико-тех­нологическими отходами, ядохимикатами, смываемыми с полей, приоб­ретает все большее значение Обеспокоенность человечества загрязне­ниями, поступающими в Мировой океан, обостряет борьбу за его чистоту, приводит к заключению региональных и многосторонних соглаше­ний по его охране. Мировой океан — единый водный резервуар, и за­грязнение одного из его бассейнов в той или иной мере засоряет все пространство морской среды.

Практика последних лет показала, что кардинальное решение проб­лем защиты морского пространства от загрязнения возможно лишь пу­тем разработки обязательных международных стандартов, которые бы соблюдались прибрежными государствами.

Недра континентального шельфа и морского дна принадлежат при­брежному государству. Континентальный шельф — геологически это подводное продолжение территории прибрежного государства, морфо­логически связанное с ним, его подводная часть. Поэтому вопрос о его принадлежности всегда решался однозначно. Континентальный шельф являлся собственностью прибрежного государства, земельное простран­ство которого продолжается под водой.

Международно-правовой режим континентального шельфа урегули­рован Конвенцией о континентальном шельфе, принятой в г. Женеве в 1958 г. В 1982 г. после многолетней дискуссии была принята Конвен­ция по морскому праву, в которую были включены основные положе­ния Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. Исходя из того, что континентальный шельф — единое геоморфологическое продолжение континентальной структуры суши, исследование, разведка и разработка этого участка морского дна в той или иной мере отражаются на конти­нентальной структуре прибрежной полосы. Недра континентального шельфа, его ресурсы не являются подвижными, не восстанавливаются в отличие от живых ресурсов покрывающих вод, поэтому их исполь­зование органически связано с охраной недр шельфа.

Статья 1 Конвенции 1958 г. определила континентальный шельф как поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до того мета, где глубина покрывающих вод позволяет разрабатывать естественные богатства в недрах морско­го дна.

Таким образом, в основу конвенционного определения континенталь­ного шельфа положены три критерия:

  • примыкание к берегу, т. е. подводное продолжение материковых структур;
  • покрытие водой только до глубины 200 м;
  • техническая возможность разрабатывать естественные богатства морского дна.

Перечень характерных черт континентального шельфа свидетельст­вует о том, что это пространство морского дна выделяется для за­крепления прав прибрежного государства на разведку и разработку по­лезных ископаемых в недрах данного региона моря. Деятельность при­брежного государства в акватории континентального шельфа по разра­ботке недр морского дна должна обеспечивать безвредность работ и охрану морской среды от истощения и загрязнения. В данной ситуации речь идет не только о национальных интересах прибрежного государ­ства, но и об интересах сопредельных держав и прибрежных гбсу-дарств морского региона. Одним из характерных элементов, определяю­щих правоотношения, возникающие на континентальном шельфе, явля­ется суверенитет прибрежного государства над этой территорией. Морс­кое дно в пределах континентального шельфа находится под сувере­нитетом прибрежного государства. В то же время на морскую среду и воздушное пространство над ней этот суверенитет не распространя­ется. Суверенные права прибрежного государства на воды исчерпыва­ются границей территориальных вод, в этих же пределах действует и суверенитет на воздушное пространство (ст. 3 Конвенции о континен­тальном шельфе).

Прибрежное государство в соответствии с Конвенцией имеет суве­ренное право на разведку и использование естественных богатств кон­тинентального шельфа. Естественное богатство континентального шель­фа включает в себя «минеральные и прочие неживые ресурсы поверх­ности и недр морского дна…». Мировая практика показывает, что из недр континентального шельфа в основном извлекаются нефть, газ, же­лезо-марганцевые конкреции, строительные материалы. Разработка та­ких природных богатств, как правило, связана ^загрязнением окру­жающей среды и морского пространства. Учитывая, что континенталь­ный шельф.и покрывающие его воды занимают примерно 7,5 % пло­щади Мирового океана, охрана и защита этого пространства морской среды и недр дна континентального шельфа является не только преро­гативой, но и обязанностью прибрежного государства. С этой целью принимаются и осуществляются национальные и международно-право­вые нормы, обеспечивающие рациональное использование и охрану морского дна и континентального шельфа.

Недра континентального шельфа в мелководной части Мирового океана простираются за его границы в сторону моря. С начала 1970-х гг. некоторые прибрежные государства стали распространять свою юрисдикцию на морское дно за пределами континентального шель­фа. На конференции по морскому праву стран Карибского моря в Сан­то-Доминго (1972), в которой приняли участие Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Барбадос, Гватемала, Гаити, Домини­канская республика, Никарагуа, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Ямай­ка, многие страны высказались за установление экономических зон за пределами территориальных вод и континентального шельфа. В Дек­ларации Санто-Доминго было объявлено, что прибрежные государст­ва осуществляют свое суверенное право на природные богатства моря, морское дно и его недра в пределах экономической зоны. Ширина экономической зоны с учетом территориальных вод, географических особен­ностей не должна превышать 200 морских миль. Следует отметить, что суверенное право прибрежного государства действует неоднозначно в экономической зоне в территориальных водах (шириною до 12 морских миль), суверенитет прибрежного государства действует в полном объ­еме, а дальше в море (в экономической зоне) суверенитет распростра­няется только на природные богатства моря, морского дна и его недра. Во всем остальном экономическая зона является частью открытого моря и здесь не действует национальная юрисдикция, не ограничива­ются свобода судоходства, воздушных полетов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов.

Морское дно, его недра в пределах континентального шельфа и эко­номической зоны должны разведываться и разрабатываться так, чтобы это сочеталось с охраной недр и окружающей морской среды.

Изложенные положения касаются правового режима морского дна, в целом всего Мирового океана. Применительно к Украине разведка, разработка и охрана морского дна и его недр имеют более узкий, но целевой характер. Речь идет о морском дне Черного и Азовского морей.

В Черном море действуют общепринятые нормы международного права о континентальном шельфе, его разработках, использовании и охране окружающей среды. Учитывая ограниченные размеры этого моря, его «полузамкнутый» характер и то, что оно является важной транспортной магистралью не только для прибрежных черноморских стран, но и для придунайских и центральноевропейских стран (водная система Рейн — Майн — Дунай), вопросы использования его шельфовой зоны решаются двусторонними соглашениями прибрежных госу­дарств.

Права прибрежных черноморских государств на континентальном шельфе являются исключительными, независимо от того, используют они его или нет. Исключительность этого права предполагает, что без разрешения прибрежного государства никакие работы на континенталь­ном шельфе проводиться не могут и лишь это государство вправе опре­делять режим использования его природных богатств и недр морско­го дна.

В заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничест­ву в Европе (г. Хельсинки, 1976 г.) один из разделов посвящен взаимо­действию государств в области окружающей среды, в частности моря. Особенно это относится к Черному морю, где основными источниками загрязнения являются береговые стоки, отходы, поступающие в резуль­тате разведки и разработки морского дна.

Для морского побережья Украины разработан и осуществляется план строительства очистных сооружений, прекращения сбросов неочи­щенных стоков в бассейны Черного и Азовского морей с 200 предприя­тий из 60 городов. Это должно оздоровить морскую среду, защитить дно морей от заиливания вредными отложениями.

По Черному морю принята специальная международная Конвенция по предупреждению загрязнения нефтью. В ней подчеркивается, что это море относится к числу запретных зон с особо строгим режимом чистоты. В связи с разрешением проблемы захоронения отходов атом­ного производства возникали предложения превратить Черное море в международный «могильник» таких отходов, однако правительством бывшего СССР и усилиями ученых такое предложение было отвергнуто, что было закреплено в Московском договоре о запрещении испытания ядерного оружия (1963) и в Лондонской Конвенции по предотвраще­нию загрязнения моря сбросами радиоактивных отходов и других ма­териалов (1972).

Украинским законодательством регулируются вопросы разведки и разработки континентального шельфа Черного моря, разведки нефтяных месторождений, получения строительных материалов. Такие работы должны проводиться в строго ограниченных районах, обеспечивать чистоту окружающей среды, не допускать загрязнения моря и истоще­ния недр морского дна.

Черное море, уникальное по своему географическому положению, геохимическому составу вод, климатическим условиям, должно оста­ваться чистым для блага причерноморских государств и всего челове­чества.

Особое место в освоении недр морского дна занимает Азовское море с небольшой глубиной (13,5 м). Особенность Азовского моря заключа­ется в наличии грязевых вулканов в его акватории. В связи с деятель­ностью грязевых вулканов возникают и исчезают острова. Непосредст­венной причиной возникновения грязевых вулканов является нефтегазоносность морского дна. Мелководная и самая соленая часть Азовского моря — залив Сиваш — имеет много своих проблем. Его природные кла­довые содержат уникальное минеральное сырье (хлористые соединения N3, М§, сульфат М§), разработка и освоение которого зачастую прино­сят вред Сивашу, Азовскому морю, окружающей среде. Строительство очистных сооружений, ограничение до разумных пределов добычи ми­неральных ресурсов с дна Азовского моря, сохранение природного водо­обмена и экологического равновесия должны быть урегулированы зако­ном, чтобы обеспечить сохранность недр Азовского моря для настояще­го и будущих поколений.

Рациональное использование и охрана геологической среды — одно из важнейших направлений в комплексной программе охраны окружаю­щей среды.

If you enjoyed this post, make sure you subscribe to my RSS feed!


Оставьте свой комментарий

Вы должны войти, чтобы иметь возможность комментирования.